Франчакорта — для тех кто на стиле.

Винный Шкаф
6 min readDec 6, 2018

--

Милан — сердце итальянского дизайна , и после того как подиумы закрылись ещё на один сезон, гламур выходит на улицы и за пределы города.

Менее чем в часе езды, гости на фестивале d’Estate Franciacorta, с лёгкостью исполняют чудо моды: выглядят стильно, нося бокал на верёвочке вокруг шеи. В необычно жаркий июньский день играет танцевальная музыка, которая звучит так, будто звучит прямо с альбома Ibiza chill-out. Сотни гостей пьют Франчакорта под неумолимым летним солнцем, но молодая толпа безупречно воспитана: это дегустационный фестиваль со вкусом.

Те, кто посещают фестиваль Lombardy Franciacorta, являются классными, элегантными и молодыми — как и игристые вина региона. В прошлом году была 50-летняя годовщина создания Francocorta DOC с 1967 года — результат сотрудничества 11 производителей региона.

В те времена наименование также включало красные и белые тихие вина, а игристые вина получили DOCG в 1995 году.

Производители остро осознают, что у них нет легендарного прошлого, наполненного рассказами о монахах XVII века, дегустирующих звёзды в шампанском.

Но это не означает, что виноделие внезапно вышло из глубоких синих вод местного озера Изео. В 1570 году местный врач написал книгу, в которой упоминались газированные вина, а в земельном реестре 1809 года коммерческие виноградники занимали около 1000 га, а ещё 6 000 га были выделены под выращивание фруктов и винограда для личного потребления.

Виноделие существует здесь уже много веков, но видные люди, в том числе Франко Зилиани, Гвидо Берлукки и Маурицио Занелла, поставили Франчакорту на искрящийся курс лишь в 1960-х и 1970-х годах.

Регион

Несмотря на свою относительно короткую историю производства игристого вина, живописные и красивые пейзажи, которые формируют Franciacorta denominazione, обязаны своей форме древним ледникам, вырезавших ландшафт области .

«Как регион ,производящий игристые вина мы очень молоды, и нам ещё есть чему учиться, совершенствуя свой продукт. Но с геологической точки зрения, мы очень стары» — говорит Стефано Капелли, винодел Ca del Bosco.

Лозы покрывают всю южную оконечность озера Изео, длина которого достигает 25 км, окружённого пиками, резко взмывающих ввысь вдоль береговой линии. Это субальпийское плато дает посетителям представление того, что должно произойти в Альпах, которые появляются на севере.

Мало того, что движение ледников вырезало озеро, достигающее глубины до 250 м, но оно также оставило разнообразные бесплодные, каменистые почвы, которые обеспечивают идеальные условия для выращивания сортов Шардоне, Пино Нуар и Пино Блан.

Это итальянское озеро, однако, не разделяет славы озера Гарда, и на его побережье нет знаменитостей жителей как на Комо. Местные жители признают, что многие итальянцы изо всех сил пытаются указать, где находится Франчакорта, кроме как на «севере страны».

Камилла Альберти, вице-президент Strada del Franciacorta, туристической ассоциации района, объясняет: «Факт в том, что никто в Италии не знает, где находится Франчакорта».

Наиболее распространенное объяснение его местонахождения касается других городов: примерно в 45 минутах езды от торговой Мекки — Милана или аналогичного расстояния до Вероны; он также находится всего в 30 минутах от Бергамо и Брешии. Регион связан с промышленностью: производством стали, железа и кирпича.

Прошлое и настоящее воплощены в погребах Contadi Castaldi. Построенные в 1880 году, туннели, в которых хранятся его дремлющие вина и пюпитры, служили местом для обжига кирпичей до 1965 года, в значительной степени заброшенными до 1987 года, когда это место стало погребами нынешней винодельни.

Хотя в регионе может и не быть обширной сети подземных подвалов, которыми может похвастаться Реймс, маловероятно, что виноделам Franciacorta когда-либо понадобится такая площадь. Винодельческий регион невелик, и как объясняет Витторио Моретти, президент ассоциации виноделов Consorzio Franciacorta, производство ограничено: «Мы никогда не сможем сделать более 20–25 миллионов бутылок». Сравните это с шампанскими более 300 миллионов бутылок, и Кава ДОК в 245 миллионах бутылок, вы увидите ,что мы не настроены быть «игристым чудищем».

Здесь способны делать прекрасные вина на основе Шардоне, с Пино Нуаром и Пино Блан в качестве вспомогательных сортов. Располагаясь примерно в 900 км к югу от Шампани, климат здес явно теплее, чем на севере Франции, с более ранним сбором урожая, который обычно проводится в августе, — неудобно для производителей вина, у которых есть дети. Однако с введением в 2017 году нового (но старого) автохтонного сорта, возвращение детей в класс до начала сбора урожая стало возможным.

Назад к истокам

Новый виноград, о котором идёт речь — Эрбамат. Он созревает на шесть-восемь недель позже, чем Шардоне, благодаря чему сбор урожая проводится в более прохладные сентябрьские дни — это важно для производителей берущих в расчёт глобальное потепление. Вы не встретите его в книге Винные Сорта Винограда, и даже Йен д’Агата не упоминает его в своём труде Native Wine Grapes of Italy, но стоит ожидать его появления в новых изданиях.

«Учитывая изменение климата и высокую кислотность сорта, он будет становиться все более и более заметным, если не самым популярным, — говорит Д’Агата. «Ряд производителей Franciacorta в значительной степени верит в это, так как он даёт мощный кислотный хребет своим винам, а также предоставляет местную альтернативу другим [неместным] сортам с высокой кислотностью. Это немного напоминает то, как Озелета в регионе Вальполичелла в Венето, постепенно заменил Каберне и Мерло, с помощью которых добавляли танинную структуру винам Вальполичелла и Амароне.

Эрбамат был во Франчакорте с XV века, согласно историческим документам, по словам, Сильвано Брешианини, вице-президента обоих консорциумов и Бароне Пиццини, и одного из основателей DOC в 1967 году. В 2017 году виноград получил новую жизнь: теперь это разрешённый сорт во Франчакорте. С 1990-х годов в Миланском университете была проведена большая работа с сортом, и он был вновь представлена ​​на виноградниках некоторых из ведущих производителей на озере Изео.

По словам Брешианини, у этой разновидности большие грозди, тонкая кожица и она восприимчива к ботритису и оидиуму. Тем не менее, сорт производит вина с низким содержанием алкоголя и имеет сверхвысокую кислотность даже при полной спелости, а также тонкие ароматические свойства. В целом,сорт идеальный для производства игристых базовых вин в изменяющейся окружающей среде. Несмотря на то, что в настоящее время сорт занимает менее 10 га, согласно консорциуму, площадь его посадки будет расти: начиная с урожая 2017 года, игристые вина Franciacorta могут содержать до 10% Эрбамата в купаже.

Производители считают, что международный туризм, за счёт расположенных поблизости популярных городов, станет главной причиной успеха региона. Это альтернатива озёрам Комо и Гарда. Вам необязательно быть кинозвездой или миллионером, что бы насладиться роскошной жизнью в Изео. Как и вина региона, оно всё ещё является нераскрытой тайной.

Соблазнительный Сатен

Satèn, что значит «шелк» на итальянском языке, уникален для региона Franciacorta, а его стиль дает ему возможность выделяться на переполненном рынке вин. Всегда производимый из Шардоне, Сатен отличается от других игристых вин, изготовленных во Франчакорте — или Шампани, если на то пошло, поскольку в бутылке уровень давления меньше: пять баров по сравнению с шестью. Чтобы добиться этого, производители добавляют меньше сахара в тиражный ликер: 18–20грамм / литр, в отличие от 24 г / л для полностью игристых вин. Более низкий уровень дает меньше алкоголя и меньше углекислого газа во время второго ферментации, следовательно, более низкий уровень давления. Стиль всегда брют (максимум 15 г / л). Полученное вино нежное, сливочное и — независимо от того, является ли это силой внушения — шелковистое.

--

--

Винный Шкаф

Новости из мира вина , переводы интересных статей , обзоры на вина и винтажи и вся околовинная история как для профессионалов , так и любителей вина .