Трезвый по собственной воле — лучшие безалкогольные напитки

Винный Шкаф
6 min readJul 28, 2019

--

Самая большая беда после дегустации для винного критика — это утро следующего дня. Немногим повезло приходить в офис когда вздумается, если ты закончил в 23:00 накануне, то в 10:00 утра следующего дня ты кое-как завариваешь себе на офисной кухне полтора десятка чашек крепкого кофе, идешь к рабочему столу и открываешь почту, чтобы ответить на все те письма, что нападали за винный вечер. Как вы думаете, что мы пьем после него? Правильно. Воду.

Джонатан Рив из Wine-Searcher.com отпивает из бокала, в котором нет ни грамма алкоголя — и весьма этому рад.

В середине апреля я решил поставить сумасшедший эксперимент. Я решил понять, какой будет моя безалкогольная жизнь. И вот вам несколько рекомендаций.

Итак, что же произойдет, если вы исключите алкоголь из своей жизни? Давайте внесем поправку: вы работаете с вином, дышите вином и живете — опять же, вином. Многие люди время от времени уходят из бара на месяц, но я решил зайти дальше. Мой эксперимент должен был длиться целых 229 дней, до 4 декабря этого года, когда мне бы исполнилось 40 лет. И да, вино это не такая уж крошечная часть моей жизни. Мои пять последних места работы несли слово “вино” в названии должности, я изучаю вино, пишу о вине, говорю о вине, фотографирую вино, я даже путешествую в вино — с 2006 года каждый мой отпуск проводился исключительно в винном регионе. Исключить алкоголь из моей жизни было для обычного человека равносильно тому, как будто бы вы избавились разом от сахара, машины и подписки на Netflix.

Когда речь идет о безалкогольном, то я имею в виду все, что ниже 0,5% объема. Иначе мне бы пришлось еще и избегать апельсинового сока и хлеба, в которых тоже есть небольшой процент алкоголя. И да: я ставил эксперимент на паузу в течение 5 дней во время недавнего винного тура по северной Италии. У меня друзья прилетали из Новой Зеландии ради этого, и планировалось все до начала эксперимента.

Больше двух месяцев уже длится эксперимент — и все довольно-таки круто. Я уже сходил с друзьями в бар и гениально наслаждался апельсиновым соком с тоником или пивом б/а. Сходил на профессиональную дегустацию коньяка и не проглотил ни капли. Я даже насладился пьяным угаром выходных, на которых с размахом отмечали день рождения родственника, и сам не прикоснулся к бухлу.

Еще одним чудным развитием ситуации стало исчезновение моей тяги к красному мясу. Я часто ем мясо по меньшей мере раз в неделю, и всегда — в паре с вином (соединение двух cȏtes — de boeuf и Rhȏne — любимая штука), но в первый месяц эксперимента я вообще к мясу не притронулся. И даже сейчас соблазнить меня смогла только брезаола из Вальтеллины, слишком уж она была аппетитна. Потому мне становится понятно, что моя любовь к мясу построена на ассоциациях; пара “фруктовое красное” и “красное мясо” — это во мне зверь-гедонист просыпается.

Я тестировал большое количество безалкогольных продуктов, и обсуждал эти темы с людьми из разных областей торговли. Я следил и за изменениями в себе — чувства, вкусы, привычки. Вот вам небольшая выжимка из этого всего.

Свести на ноль

Быстрое и долгоживущее открытие эксперимента — как же проще сейчас вести безалкогольную жизнь, особенно по сравнению с пятью годами ранее. Безалкогольный прилив растет, и появляется растущая волна интересных напитков без грамма спирта. Появляется много безалкогольных альтернатив, которые выглядят и на вкус напоминают оригиналы. Увы, вино значительно проигрывает и сидру, и пиву, и крепкому спиртному. Некоторые напитки сделаны так искусно, что алкоголь чувствуется. Если начнете смотреть по сторонам, вы найдете их везде: супермаркет, винный магазин, бар, паб, ресторан. Безалкогольных эквивалентов так много, что можно даже стать настоящим гиком такого образа жизни. В первую же неделю эксперимента я начал дискуссию с одним коллегой, который создал список безалкогольного пива.

Перфекционизм это все

Если оно выглядит как вино, упаковано и стоит как вино, скорее всего, это вино и есть. Ну или так думает мой социально запрограммированный мозг. Даже если алкоголя там нет, то я все равно буду употреблять эти продукты только тогда, когда я бы пил их алкогольные варианты. Например, очень странно за завтраком пить безалкогольное вино, а бутылка безалкогольного пива, которую я принес к рабочему столу за обедом вчера, просто выглядела странно.

Важно еще, как я употребляю это все. Вот сейчас я перестал писать и открыл бутылочку от Leitz — Eins, Zwei, Zero Riesling, и сделал глоток. Я с водой бы так не поступил, но я вижу абсолютно “винную” начинку — бутылка винная, винтовая пробка, капсула, брендирование этикетки в правильных местах, и очень странно только одно — на часах девять утра. Йоханнес Ляйтц мне как-то сказал, что идея этого вина родилась из-за норвежского ресторатора, который запросил альтернативу для водителей. И, хотя я пока так и не нашел ни одного безалкогольного вина, которое создает ощущение, что ты пьешь именно вино, прекрасный брендинг этого выглядит и чувствуется как что-то из ряда вон, и даже устраняет социальные барьеры. Если алкоголь и впрямь “социальный наркотик”, то присоединиться к бутылке и есть ключ к распитию. И лидерами рынка точно станут как раз те, кто поймет: безалкогольные продукты должны быть те, что не выглядят и не чувствуются второсортными.

Инь, янь и будущее

Я верю в то, что есть место и необходимость как в алкогольных, так и в безалкогольных версиях напитков, которые мы знаем и любим. Я уж точно не перестану пить алкоголь — есть же причина, что за 6000 лет вино и пиво нам не надоело. Настоящие они — прекрасный объект наслаждения. Но было бы круто, если бы друзья отправились в бар и разделили практически идентичный опыт (за исключением опьянения), даже если бы часть из них пила безалкогольные версии того же напитка.

Я уже даже вижу не такое далекое будущее, где алкогольные напитки дополняют свои безалкогольные эквиваленты, вместо того, чтобы состязаться с ними или противостоять. И почему? На то есть две причины — экономика и природа человека. Табак, марихуана, жир, соль, сахар, пшеница, молочные продукты, свинина… все, что мы любим, но что “плохо”, быстро становится вне закона или облагается налогом. Или оба варианта. Алкоголь уже довольно дорого стоит, но мы все еще употребляем его так много, что новости не умолкают. Подумайте, что будет следующим шагом. И если думаете, что это нереально — спросите поклонников табака, у которых все еще есть деньги на сигареты.

Плетется в хвосте, но старается нагнать

Увы, вино плетется в хвосте всех этих безалкогольных версий. Безалкогольное пиво, аперитивы и крепкое спиртное на высоте, но я так и не нашел безалкогольного вина, которое могло бы на вкус быть вином. Лучше всего с игристыми. Рислинг Ляйтца мне понравился, но описать его “винным” я не могу, хоть и вся ароматика рислинга в нем сохранилась. Вина, из которых удален алкоголь, вообще живут сами по себе, с вином ничего общего не имея.

К счастью, винные знатоки начинают уделять этому внимание. В моем последнем путешествии по Италии я познакомился со студентом WSET. Его темой диплома было безалкогольное вино. Ну и с виноделами я этот вопрос обсуждал — многим нужна линейка безалкогольных продуктов. Энергия, которой взрывается воздух вокруг Йоханнеса Ляйтца, когда речь заходит о безалкогольном вине, просто вдохновляет. Людям очень нравится эта тема. Безалкогольному вину еще далеко идти, но есть уже те, кто готов стать попутчиком.

Дополнение от переводчика

С безалкогольным вином за все мои дегустации мне не везло: в лучшем случае на вкус оно было как непонятного назначения компот, как только нагревалось, становилось сразу же омерзительным. Единственное исключение — Natureo от Torres, но я не могу представить себе человека, готового выложить за вино без градуса 800 рублей. Потому обычно переключаешься на категорию “пиво”. Хотя сейчас выпускают Micro IPA с 2,5% алкоголя — прекрасная история для тех из нас, кто потом еще хочет повторить, например, сорта винограда Пьемонта.

Первое пиво я попросил описать друга, с вином не связанного.

Zero in Bakunin

Пахнет как компот из райских цветов, хлебаешь как холодный чай, а через секунду оно становится горькое, как одеколон “Гвоздика” совместно с табуреткой по голове.

Правда, пока пьешь, это начинает казаться интересным. Главное не переставать пить, потому что дальше одеколон “Гвоздика” тебя не отпустит.

--

--

Винный Шкаф

Новости из мира вина , переводы интересных статей , обзоры на вина и винтажи и вся околовинная история как для профессионалов , так и любителей вина .